Галерея
religia2 vse_o_religii01 religia5 religia1 religia4
Интересные записи

Развитие католической философии

В XIII в., в эпоху высокой схоластики, были предприняты большие усилия для развития католической философии, посредством которой обосновывались догматы, объяснялись тайны веры, создавалась теоретическая база церковной организации, абсолютной власти папства. Католическая философия рассматривалась только как вспомогательная дисциплина для теологии. В начале века на латинский язык было переведено большинство трудов Аристотеля, а также много арабских сочинений. На развитие схоластики и мистики повлиял также Дионисий Псевдо-Ареопагит. Александр Гэльский, францисканец, написал «Сумму теологии», в которой проявилось достаточно сдержанное отношение к Аристотелю и его последователям.

Фома Аквинский стал отцом теологии папства и Римской церкви. В работе «Книжица против заблуждений греков» («Opusculum contra errores graeeoram»), написанной по поручению Урбана IV для осуществления унии с восточной церковью, он соединил доктрину о высшем авторитете епископа Рима с взглядом на то, что папа обладает полновластием и непогрешимостью. В этом он опирался на сфабрикованные в церкви документы, особенно на «Книгу сокровищ» (Liber thesaurorum»), приписывавшуюся Кириллу Александрийскому. Эти взгаяды нашли потом выражение в церковной догматике — в булле Бонифация VIII «Unam sanctam» и в решениях I Ватиканского собора. В творениях Фомы Аквинского выразился и такой существенный аспект католической теологии, как ее рационализация. По мнению Фомы, можно разумно обосновать не только существование Бога, бессмертие человеческой души, но также и необходимость надприродного откровения. Рационализация теологии, начавшаяся еще Августином, у Фомы стала фактором, соединяющим различные элементы католического вероучения в единую целостную систему. В гимнах и молитвах Фомы сильны и мистические настроения.