Галерея
religia1 vse_o_religii01 religia4 religia2 religia3
Интересные записи

Предварительное условие веры

Разум выступает как предварительное условие веры (разумею, дабы верить — intelligo ut credam). Согласно Абеляру, люди могут свободно познавать Бога полученным от него разумом. Откровение в Св. Писании при его изложении испытывает воздействие личности писателя и обстоятельств эпохи. Писание и тем более Предание подлежат критике разума для очищения и утверждения авторитета Откровения. Веру, «не просветленную разумом», Абеляр считал «недостойной человека». В «Диалоге между философом, иудеем и христианином» он усматривает в заблуждениях веры «величайшие опасности», не видит в вере никакого движения вперед, в то время как «знания о вещах со временем возрастают». Главным для философа он считал «исследовать истину при помощи разума и следовать во всем его доводам», при этом замечал, что в «любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание». И если Петр Ломбардский заявлял, что в Священном Писании не следует предполагать противоречий, то Абеляр пишет, что даже в евангелиях кое-что кажется несовместимым с истиной. Причину различных несообразностей в Библии Абеляр усматривал и в употреблении слов в разном значении авторами, и в ошибках переписчиков. Он допускал возможность ошибок у пророков, апостолов, отцов церкви: они могли не знать, заблуждаться, допускать противоречия. Абеляр отрицал наследственность реха и принимал сохранение от Адама только последствий греха.