Галерея
religia2 vse_o_religii01 religia5 religia4 religia1
Интересные записи

Свободы вероисповедания

В 1700 г. после смерти патриарха Адриана патриаршим местоблюстителем стал Стефан Яворский. Благодаря поддержке Петра, он занял кафедру митрополита Рязанского. Яворский не оправдал надежд царя и примкнул к партии противников реформ. Он осуждал Петра за привлечение в Россию иностранцев с представлением им свободы вероисповедания. Царь запретил ему выступать с публичными проповедями. В 1713г. Стефан Яворский оспорил решение светского суда по делу кружка вольнодумцев, возглавлявшегося московским лекарем Дмитрием Тверитиновым, высказывавшем взгляды протестантского характера. Светский суд счел достаточным отречения заговорщиков от своих взглядов, но местоблюститель добился их проклятия на церковном соборе и сожжения одного из членов кружка. Предстоятель церкви усмотрел в этом деле большую опасность. Он и его сторонники видели в осуществлявшейся реформе результат воздействия западного протестантизма. Стефан Яворский написал сочинение «Камень веры», вызвавшее недовольство царя и запрещенное им к публикации (издано после смерти царя в 1728 г.).

В 1718 г. по поручению царя, в связи с «делом царевича Алексея», Феофан пишет трактат «Правда воли монаршей». В этом сочинении Феофан Прокопович развивает концепцию маестата, величества высшей власти, которая в отличие от византийского принципа симфонии значительно больше импонировала российскому абсолютизму. Концепция утверждала абсолютное превосходство власти государя над всякой иной властью, в том числе и церковной. Верховная государственная власть создает законы, но сама никаким законам неподвластна и повинуется только Богу. Судить о том, соответствуют ли действия власти Божьей воле, может только сама эта власть.