Галерея
religia1 religia2 religia3 religia5 vse_o_religii01
Интересные записи

Мессианская идея

Доктрина о Москве как о третьем Риме стала частью идеологического базиса Московского государства, создавшегося под заметным воздействием мессианской идеи. Божественная освященность православного первенства России подкреплялась легендой об апостоле Андрее. Богатство, глубина и единство ее истории, рука божественного Провидения в судьбе народа усматривались в летописях. Именно в этот период появляются первые попытки соединить местные летописи в единое целое и переработать материал в целостном виде. С 1512 г. появились хронографы — обзоры «всемирной» истории: библейской, византийской, славянской и русской.

Теперь Россия должна была соответствовать идеалу христианского государства. Этот идеал включал в себя почитание власти, запрет добиваться ее личными усилиями. Считалось, что качество власти предопределено промыслом, сам монарх ответствен перед Богом и обязан укреплять правоверие. Москва отныне—столица вселенского православия и Русь как единственная представительница подлинного православия призвана объединить все православные народы под властью московского государя.

Доктрина «Москва — третий Рим» была распространена среди знати, высшего духовенства и наиболее образованных «книжных людей» Московского государства по той причине, что в течение достаточно длительного времени ее содержание соответствовало политической реальности. В то время как Европа XV—XVI вв. была охвачена нестабильностью, династическими, религиозными и межгосударственными войнами, властители Московского государства контролировали огромную страну, были независимы от папского престола. Идея «Москва — третий Рим» не использовалась в качестве основного тезиса в политических декларациях внешней направленности и не была массовой народной идеей.