Галерея
religia3 religia4 vse_o_religii01 religia1 religia2
Интересные записи

Благой Бог

Одним из известных основателей течения, близкого к гностицизму, был Маркион Синопский, прибывший в Рим ок. 140 г., где он основал свою христианскую общину. Через некоторое время маркионитские общины распространились по всей империи и продолжали существовать вплоть до V в. Учение Маркиона проникнуто идеями гностицизма и антииудаизма. Будучи дуалистом, он признавал наличие двух богов: благого неведомого Бога и Демиурга, создавшего мир и его обитателей, в том числе человека. Он же — создатель Закона («око за око, зуб за зуб»). Демиург — это Бог Ветхого Завета, жестокий, но справедливый, он лишен любви и милосердия и не обладает всеведением и всемогуществом. Его одолевает материя, и тогда благой Бог посылает миру Иисуса Христа для спасения людей. Маркион учил, что тело Христа призрачно, но, в отличие от гностиков, верил в его искупительную жертву. Маркион создал свой канон священных книг. Он отверг Ветхий Завет, в основу учения положив послания ап. Павла (кроме посланий к Тимофею и Титу), а также Евангелие от Луки, удалив при этом цитаты цз Ветхого Завета и ссылки на него. Эта его деятельность повлияла на осознание церковью необходимости формирования канона священных книг.

В этот же период возникают идеи, получившие распространение в последующие века в разных формах антитринитаризма. Монархиане, среди которых наиболее известным является Павел Самосатский, полагали, что единственным Богом является Отец, а Сын и Дух — или божественные силы, или же образы, формы единственного Бога. Соответственно последователи первого предположения назывались динамистами, а второго — модалистами. Сам Павел был динамистом. Проводя строгий иудейский монотеизм, Павел полагал, что Отец и Сын слиты в одно. Иисус Христос не есть Бог, он может быть назван Сыном Божьим только в нравственном смысле. Он человек, но исполненный силой Божьей, обладавший божественной мудростью. Модалист Савеллий из Птолемаиды считал, что Отец, Сын и Дух Святой различаются только той формой, в которой они открываются людям: Бог как Отец — на небе, как Сын — на Земле, как Святой Дух — в тварях. Монархианство было осуждено в середине III в. Александрийским и Римским соборами.