Галерея
religia1 religia4 religia3 religia5 religia2
Интересные записи

Главы Русской церкви

Уния не была принята в Москве не только потому, что существовала приверженность привычным религиозным нормам и богословским взглядам. Уния усиливала позиции главы Русской церкви, и московскому великому князю было бы трудно воздействовать на такого митрополита в своих интересах. Ситуация для московского правительства после 1442 г. оказалась весьма сложной. В Москве функции митрополита были возложены на Иону, но ни в Константинополе, ни в Риме с Исидора не хотели снимать сан русского митрополита. Исидора признали епископы литовских епархий. Ситуация изменилась к 1448 г., когда окончательно укрепилась власть Василия Темного и, кроме того, оказалось, что Исидор пренебрегает своими обязанностями и не посещает Польшу, Ливонию и Литву. 15 декабря 1448 г. архиерейским собором без согласия Константинополя Иона был объявлен митрополитом как северо-восточных, так и литовских епархий, хотя в последних он был признан не сразу, а лишь в 1450 г. Русская церковь стала автокефальной.

Константинопольский патриарх Григорий Мамма наложил на московского князя и русских епископов церковное отлучение. Ввиду того, что московские митрополиты прекратили каноническое общение с Константинопольской патриархией, патриарх Григорий Мамма в 1458 г. назначил нового митрополита на польские и литовские епархии, посвятив в киевские митрополиты одного из сподвижников Исидора — протодиакона Григория Болгарина. Король Польский и великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик (правил в 1440—1492 гг.) принял его. Таким образом, Литва обрела самостоятельную митрополию, а власть митрополита Ионы ограничилась только северо-восточными землями.

Следующий русский митрополит Феодосий в 1464 г. получил благословение на автокефалию от иерусалимского патриарха Иоакима, поскольку, согласно каноническим правилам, для утверждения автокефалии новой православной церкви требовалось благословение предстоятелей других православных церквей. Е. Е. Голубинский высказывал предположение, что Феодосий, возможно, проводил «чистку» церковной иерархии, во всяком случае принимал меры по наведению порядка, стремясь устранить такие пороки, как пьянство, взятки, симония, двоеженство.