Галерея
religia1 religia2 religia4 religia3 religia5
Интересные записи

Вьеннский собор

Вьеннский собор 1311—1312 гг. предал их проклятию. Их обвинили в стремлении достичь совершенства еще в этой жизни, при этом без помощи молитв, в отклонении посредничества церкви, в трактовке блаженства как способности человеческого ума по самой его природе. В самом деле, бегарды считали, что человек в этой жизни может стать совершеннее Иисуса Христа и тогда ему не надо будет ни молиться, ни поститься, ни выполнять предписания церкви. Бог есть формально все существующее, он находится во всем и познает себя в человеке. Бегарды не признавали ни ада, ни чистилища. В XIV в. много бегардов погибло на кострах инквизиции.

Из сохранившихся еще в XV в. бегардов часть перешла к «Братьям общей жизни». Это мистико-аскетическое течение возникло в Нидерландах во второй половине XIV в.; его последователи жили вместе, имущество было общим. Самым ценным богатством они считали бедность. Слава, почести, все мирское с его радостями отвергалось. Не уделяя много внимания церковным обрядам, главным они считали чистоту души, благочестие, примером чему был для них Христос.

В 1328 г. к папскому суду в Авиньоне был привлечен успевший к этому времени умереть знаменитый философ и теолог Иоганн Экхарт за то, что «совратил множество народа в Германии и иных местностях в эту веру, соблазнил их распространять эти лжеучения». Есть свидетельства того времени, что часть идей он заимствовал у бегардов. В 1329 г. папа Иоанн XXII издал декрет, осудивший Экхарта за то, что тот учил в своих проповедях простонародье ложной и враждебной вере. Среди осужденных положений первое место занимал тезис: «мир всегда существовал и будет существовать», ибо он извечно творится вновь. Учение Экхарта было близко к пантеизму. Он полагал, что человек по меньшей мере равен Богу, люди равны между собой, познание доступно каждому, для этого не нужно Божье соизволение. В учении Экхарта содержалась мысль о стирании сословных различий, что было для церкви худшей из ересей.