Галерея
religia5 religia3 religia4 religia2 religia1
Интересные записи

Игумен Афанасий

Уже Сергий Радонежский стремился к нестяжательству. Игумен Афанасий обращался с этим вопросом к митрополиту Киприану, который, опираясь на древних отцов и традиции Афона, отвечал, что владение имуществом разрушает монашеское житие: «пагуба чернецам селы владети», и, если монастырь имеет вотчину, монахи не должны ее посещать. Никон Радонежский, ставший игуменом Троице-Сергиева монастыря после смерти Сергия, создал большое монастырское хозяйство. При нем монастырь получил большие земельные владения — вотчины, деревни и села, денежные вклады. При нем была построена каменная церковь над мощами Сергия с надгробной иконой «Троица» Андрея Рублева. Никон утверждал, что Сергий верил не уставам, а людям и поэтому верил, что имущество не будет использовано во зло. Никон считал, что надо смотреть конкретно в каждом случае, во благо ли дары, как влияет монастырская собственность на нравы монахов, на их суровый аскетический быт.

С середины XIV до середины XVI в. шел интенсивный рост церковного землевладения. Угодья имелись при епископских кафедрах и архиерейских домах, при церквях и соборах, при монастырях. С середины XTV в. появился новый тип монастыря: основатель добивался от князя пожалования земли, принимал от феодалов пожертвования «на помин души», покупал или выменивал земли. Таким образом, складывалось обширное хозяйство, занимавшееся торговлей и даже ростовщичеством; монастырь фактически был вотчиной. Надо отметить, что в жалованных грамотах говорится: земля принадлежит не монастырю, а Богородице или Троице и т. д. Особенно крупные земельные владения были у московского митрополичьего дома и у монастырей вокруг Москвы. Уставная грамота великого князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана от 28 июня 1404 г. «О людех о волостех церковных» гласит, что митрополит имеет право суда над населением земель митрополичьего дома. Причем боярам и слугам великого князя запрещено митрополичьи земли покупать, а ранее купленные предлагалось возвратить. Церкви принадлежали слободы и некоторые города (Алексин на Оке, Гороховец). Церковь получала доходы от торговли, от соляных и рыбных промыслов, причем она была освобождена от таможенных сборов и имела широкии податныи и судебный иммунитет, а податные и судебные льготы приносили немалый доход. Сохранились документы, свидетельствующие, например, что костромской Ипатьев монастырь собирал 178 пошлину за переезд через реку Кострому, что крестьянам Тдоице-Сергиева монастыря в шестидесятых годах XV в. был ограничен «выход» от владельцев Юрьевым днем. Уставная грамота митрополита Киприана от 21 октября 1391 г. Константино-Еленинскому монастырю предписывает монастырским крестьянам строить здания, ловить рыбу, охотиться на бобров, молоть солод, варить пиво, прясть лен, делать сети, производить сельскозяйственные работы, отдавать на Пасху игумену по телке и пр.