Галерея
religia4 religia3 religia2 religia5 religia1
Интересные записи

Феодосий Печерский

Феодосий Печерский ввел устав Феодора Студита. Студийский устав предписывал, в частности, не собирать казну, не тратить деньги на приемы знати в монастыре, не копить деньги для руководства монастыря, соблюдать равенство монахов, которые не должны иметь какой-либо собственности, не носить богатых одежд, не садиться на коня, не держать рабов, не пускать женщин в монастырь, не выходить за пределы монастыря без разрешения игумена, как можно меньше бывать в миру и игумену, и др. Феодосий Печерский не умерщвлял плоть тяжелыми аскетическими подвигами. Он, соблюдая посты, молясь, вел, судя по источникам, простой образ жизни, занимался физическим трудом и делами милосердия. Став игуменом, он рубил дрова, носил воду из колодца. Если во время обхода келий он находил еду или одежду, бывшую у монахов сверх устава, то бросал ее в печь. Феодосий основал традиции русского духовничества. В отличие от греческой церкви, где все иереи в силу их сана могли быть духовниками, в русской церкви духовными отцами становились только наиболее опытные «учительные монахи» по особому епископскому благословлению. Духовными детьми Феодосия были киевские князья, бояре и незнатные люди. Феодосий исповедовал, давал поучения.

Феодосий Печерский заложил основы церковной благотворительности. Неподалеку от монастыря он построил странноприимный дом с церковью Святого Стефана для нищих и калек, выделяя на его содержание десятую часть монастырских доходов. Каждую субботу Феодосий посылал в Киев воз хлеба для заключенных в тюрьмах. Он ходатайствовал за узников перед князем и тиунами. Недовольная расточительностью своего игумена монастырская братия роптала, и для ее увещевания Феодосий пишет слово «О терпении и любви». Уже после его смерти, когда в конце XI в. был приостановлен ввоз галицкой соли и наступил соляной голод, Печерский монастырь продавал соль по дешевой цене из своих запасов.

Надо сказать, что не все монахи следовали идеалам игумена, в особенности после его смерти. Печерский патерик сообщает о случаях стяжательства среди монахов, о занятиях ремеслом за плату (Алипий-иконописец, Марк-могилыцик), о неравенстве содержания в монастыре членов общины.