Галерея
religia5 vse_o_religii01 religia1 religia3 religia2
Интересные записи

Православие официальной религией государства

Христианство повлияло на характер и развитие древнерусской образованности и общественной мысли. Утвердив православие официальной религией государства, Владимир Святославич приказал собирать детей киевской знати «на ученье книжное» у учителей-греков. Систематическое школьное обучение сформировалось при Ярославе Мудром. Многие монахи были грамотными, из их среды происходили летописцы, писатели. В Студийском уставе говорилось, что в свободное от работы и молитв время надо «прилежати писанием», хотя указаний на обязательность книжности и школьного просвещения не было, в отличие от предписаний Бенедиктинского устава западного монашества. Основной проблематикой сочинений киевской поры были этические и сотериологические вопросы, большое внимание уделялось повседневным поведенческим нормам, обрядности. Специфическими чертами древнерусской литературы можно считать эмоционально-образную насыщенность, внимание как к христианской, так и к отечественным дохристианским культурным традициям, патриотизм. Некоторые исследователи усматривают влияние на ряд текстов, особенно переводных, болгарской богомильской ереси. Богомильство — дуалистическое учение жившего во второй половине X в. Иеремии Богомила — отличалось аскетичностью. Эти же черты свойственны, например, «Кирикову вопрошанию», древнерусским апокрифам. Об отношении к еретикам в Киевской Руси известно мало. В Никоновской летописи говорится о некоем еретике антиклерикале иноке Андреяне — скопце, посаженном в 1004 г. в темницу митрополитом Леонтом.

Несмотря на официальное принятие христианства на государственном уровне, в Киеве проживали представители разных вероисповеданий. В Киево-Печерском патерике сообщается, как заболевший преподобный Агапий кричал на пришедшего к нему врача-армянина «иди вон от меня иноверный и нечестивый». В житии Феодосия Печерского есть рассказ о хождении Феодосия в еврейскую слободу с целью их «укорения». Известно, что около 1228 г. в Киеве проповедовали представители Доминиканского ордена, а согласно Феодосию, католичество — «вера развращенная и погибельная».