Галерея
religia1 religia3 vse_o_religii01 religia5 religia4
Интересные записи

Восприятие мира

Идеология ересей не ограничивалась пределами дуалистического восприятия мира в XII—XIII вв., и особенно в последующие века. На Западе ереси представляли собой не только общественные движения, но индивидуальное творчество мыслителей, выступавших с рационалистических или мистико-пантеистических позиций. Еретическими церковь считала учения философов-схоластов Иоанна Скота Эриугены, Пьера Абеляра, Амальрика Венского, Давида Динанского и многих других. Естественно, эти учения питались оппозиционными настроениями населения,— в одной Франции, писал Абеляр, «в настоящее время рождается тысяча ересей», и вряд ли это было сильным преувеличением. Ереси распространялись в Тулузе, Аррасе, Орлеане, Равенне и других городах, они проповедовались от имени одиночек или руководителей различных по численности групп. Сам Абеляр, выступивший против церковного догматизма и авторитаризма с рационалистических позиций, был осужден церковью на Суассонском и Санском соборах, при нем сжигали его сочинения. Свои дни он кончил в монастыре.

Судьба одного из учеников Абеляра, итальянского политического деятеля Арнольда Брешианского (конец XI или начало XII в.— 1155) была более плачевной. Арнольд возглавил борьбу горожан Брешии против епископа — сеньора города, за что Латеранским собором был осужден на изгнание. Во Франции он вместе с Абеляром боролся против Бернара, а также резко критиковал католическую церковь, папу и епископов «за безобразную жизнь», за алчность, продажность и лицемерие.