Галерея
religia5 religia4 religia2 vse_o_religii01 religia3
Интересные записи

Развитие новой формации

Средневековые ереси постепенно подтачивали устои феодализма, открывая путь возникновению и развитию новой формации; в них содержались идеи, которые привели к глубокому кризису католической церкви — к Реформации и одновременно к расширению сферы внерелигиозных видов деятельности.

В среде самого духовенства и богословов осознавалась потребность в реформах церковного управления, что и проявилось в «соборном движении». Деятели этого движения желали покончить с папским абсолютизмом в интересах поместных церквей и укрепляющихся национальных монархий. Соборное движение настаивало на необходимости реформы церкви и признания руководящей роли собора епископов национальных церквей, который обладает верховенством над папой.

Столкновения папства с интересами поместных церковных группировок продолжались и на Базельском соборе, созванном папой Евгением IV. Этот собор допустил папских легатов к участию в заседаниях только после того, как они дали присягу в том, что признают верховенство собора над папой. Базельский собор не прервал заседаний и после переноса собора Евгением IV в Феррару. Собор устроил процесс над папой, низложил его и избрал папой в 1439 г. под именем Феликса V герцога Савойского Амадея, который после десяти лет правления сложил с себя эти полномочия и признал законным папой преемника Евгения IV — Николая V, даровавшего ему в ответ кардинальское звание. На соборах в Пизе, Констанце, Базеле оказалось, что вера в высшую власть папы в церкви перестала быть всеобъемлющей. Тем не менее на соборе во Флоренции, когда устанавливалась уния с греческой церковью, было подчеркнуто верховенство папы над собором. Акт об унии подписал и московский русский митрополит Исидор, грек по национальности. Однако русский епископат и великий князь Василий II отказались принять унию. Вскоре уния была отвергнута и в Византии.