Галерея
religia5 vse_o_religii01 religia4 religia1 religia3
Интересные записи

Продолжение реформ

После низложения Никона продолжение реформ взял в свои руки сам царь Алексей Михайлович, который пытался договориться с антиниконовской оппозицией, не уступая ей по существу. Ряд противников Никона, в том числе Иван Неронов, принесли покаяние. Но большая часть противников реформ продолжала упорствовать.

Во второй половине XVII в. предельно обострились противоречия между «грекофильской» и «латинской» партиями в кругах русского духовенства. «Латинская» партия имела широкие связи с европейскими странами, опиралась на появившихся в числе московских иерархов представителей украинско-белор’гсской церкви, ученых-монахов, которым оказывала покровительство царская власть. Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич поддерживали Симеона Полоцкого, ученик которого — поэт и церковный писатель Сильвестр Медведев считался идеологом «латинствующих». Медведеву покровительствовали правительница Софья и западник, князь В. В. Голицын. Противниками Медведева были сторонники грекофильского, традиционалистского направления— Евфимий, а позже — братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Патриарх Иоаким оставался в стороне от полемики, которая развернулась в богословской публицистике, выражавшей фактически различные политические интересы.

Иерархия Русской православной церкви в своем большинстве не приняла церковные реформы Петра I. Хотя среди иерархов были сторонники реформ Петра, такие, как святитель Митрофан, епископ Воронежский, благословивший царя на строительство морского флота, большинство архиереев считали петровские реформы изменой национальным устоям и интересам. По отношению к недовольным применялись массовые репрессии. По некоторым данным, среди политических процессов первой четверти XVIII в. дела, связанные с духовенством, занимали до 20 от всех следственных дел, причем в числе политических «отступников» был ряд крупных православных иерархов. Старообрядцы реформы Петра рассматривали как дело антихриста. В зарубежных протестантских странах реформами восхищались и расценивали их как положительное явление.

Выходцы из Украины занимали высокие посты в церкви. Дмитрий Туптало стал с 1702 г. ростовским митрополитом, Филофей Лещинский — сибирским митрополитом.