Галерея
religia2 religia3 religia1 religia5 religia4
Интересные записи

Богослужебные обрядовые реформы

В декабре 1666 — январе 1667 гг. в Москве состоялся «великий собор» церковный, который не только окончательно утвердил богослужебные обрядовые реформы, предав анафеме их противников, но также и санкционировал ряд репрессивных мер в отношении их приверженцев. Преданных суду «градских властей», их жестоко преследовали, били, пытали, многие были расстрижены и сосланы. Протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Федор, инок Епифаний вместе с другими последователями были отправлены на дальний север, в Пустозерский острог, где сидели соловецкие мятежники, участники восстания Степана Разина. Двое главных вождей оппозиции еще перед отправлением в ссылку подверглись операции «урезания языка».

Собор отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. о старых обрядах как необоснованные, а также осудил «Феодоритово слово» о двуперстии и Житие святого Ефросина Псковского о сугубой «аллилуйе», на которых основывали свою аргументацию старообрядцы. В 1682 г. при новом царе Федоре Алексеевиче (которому Аввакум направил послание о восстановлении «старой веры») он в 1682 г. вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе «за великие на царский дом хулы».

Аввакум не был высокоученым богословом, хотя в настоящее время известно около 60 сочинений, в которых он обличал пороки представителей официальной церкви. В его проповедях содержались суждения, которые могли быть оценены как ошибочные, например, Троицу он называл «три царя небесных». Но созданная им эсхатологическая идеология и сама его неординарная личность, пребывание в течение 15 лет в земляной тюрьме и мученическая смерть надолго сохранили в памяти народа опального Аввакума. Как священник, Аввакум, по его собственным словам, имел 500—600 духовных детей.