Галерея
religia4 religia2 religia1 religia5 religia3
Интересные записи

Гонитель Абеляра Бернара

Человек, согласно Абеляру, может искупить грех личным покаянием даже перед мирянином. Гонитель Абеляра Бернар Клервоский писал: «Абеляр опять учит новому, пишет новое, и книги его переплывают моря и переступают через Альпы». Абеляр кончил свои дни в монастыре. Он учился у Абеляра и преподавал теологию в той же школе при соборе Парижской Богоматери, а в 1159—1160 гг. был архиепископом Парижским. В его сочинении на основе Писания и Предания дано систематическое изложение католической теологии. В учении о Троице утверждается исхожение Святого Духа и от Бога Сына. Касательно ангелов и человека различается их состояние до и после падения. До греха человек обладал благодатью, данной ему при сотворении, или «naturalia bona» — возможностью бессмертия, совершенным знанием, свободой от страдания. Человек был способен сохранять себя в этом богозданном положении и отрицать зло. Ему даром давалась Богом также «gratuita bona» — действующая и содействующая благодать (gratia operans et cooperans), благодаря которой человек мог развиваться до богоуподобления и заслужить вечное блаженство. После грехопадения человек, изгнанный из рая, лишен добавочного дара благодати, дарованных благ, а его природа повреждена. Вместо стремления к добру человек приобрел склонность к злу. Человек наследует первородный грех как порок похоти, носящий в себе вину и наказание. Но по милости Божией падший человек имеет возможность восстановления. Первородный грех отпускается в таинстве крещения. У Петра Ломбардского впервые в западной теологии рассматриваются семь таинств и различаются таинство как священный знак, сущность таинства и его сила как следствие сущности таинства. Он пишет о превращении хлеба и вина в субстанцию тела и крови Христа, излагает учение о рае, аде и чистилище, о вменении заслуг святых и ходатайств церкви для восполнения недостатка добрых дел у покаявшихся в своих грехах католиков, о воскресении мертвых и Страшном суде.