Галерея
religia5 religia4 religia3 religia1 vse_o_religii01
Интересные записи

Онтологическое соединение

Ранние христианские споры уже содержали в себе зачатки последующих христологических и тринитарных дискуссий. Онтологическое соединение в одной личности Божественного Логоса и человеческой природы Феодор Мопсуестийский отвергал, усматривая в таком соединении недопустимое умаление Божества. Согласно его взглядам, возможно лишь внешнее соприкосновение божественности и человечности: Иисус родился от Марии как все люди, со всеми человеческими слабостями и недостатками. Всеведующий Бог Слово наделил Иисуса! особенной благодатью, чтобы тот выдержал борьбу с плотскими страстями. За добродетельную жизнь Иисус был усыновлен Богом в момент крещения. Когда предызбранный к спасению людей Иисус Христос по-, бедил дьявольские искушения в пустыне, Бог Слово излил на него дары Святого Духа, а после крестных мук установил с человеком Иисусом единство действия, соделав его своим орудием в таинстве спасения лкь дей.

Немало разделений в церкви порождалось спорами по дисциплинарным вопросам. В начале IV в. в Северной Африке распространилось движение донатистов (по имени Доната, епископа Нумидийского, избранного в 311 г. епископом Карфагенским), обвинивших церковь в пособничестве римским властям в их гонениях на христиан Северной Африки. Протест донатистов против вмешательства государства в дела церкви отражал сепаратистские настроения населения этой области. В этом движении участвовали неимущие слои населения — сельская и городская беднота, колоны и рабы. Оно получило настолько широкое распространение в североафриканском регионе, что к 330 г. здесь было уже 172 епископа — последователей Доната. Донатисты выступили с требованием осуществить повторное крещение тех, кто принял это таинство от священнослужителей-отступников. Они подчеркивали необходимость нравственного совершенства, святости тех, кто совершает таинства. Светская власть в лице христианских императоров подвергала донатистов гонениям, закрывала их церкви, ссылала их епископов (так, сам Донат умер в ссылке). Это заставило донатистов принять в свою среду группу воинственно настроенных циркумцеллионов («бродящих вокруг клетей»), аскетов, полагавших своей целью защиту угнетенных,— они убивали богачей, разоряли поместья, разрушали храмы, выгоняли из церквей служителей-недонатистов. Донатисты были осуждены Карфагенским собором, на котором присутствовал вступивший с ними в полемику Августин Аврелий. Однако движение их существовало до завоевания Африки мусульманами.