Галерея
religia1 religia5 religia3 religia4 religia2
Интересные записи

Пантеистический монизм

С конца XII в. в еретических учениях все большую силу приобретает противоположное дуализму мировоззренческое направление — пантеистический монизм, стремление представить Бога, мир й человека в единстве, хотя степени этого единства могли быть различными. Это единство могло пониматься как растворение природы в Боге (мистический пантеизм) или растворение Бога в природе (натуралистический пантеизм). При этом в основе того и другого пантеизма лежала идея ценности, возвышения человека, признания окружающего мира достойным любования и изучения. Видимо, некоторое ослабление в этот период еретического дуализма с его пессимистическим взглядом на земной мир и одновременно усиление пантеистических тенденций в еретических учениях не было случайностью: XIII—XIV вв. в Европе — период высокого Средневековья, вобравшего в себя положительный опыт борьбы городов за независимость, накопленный интеллектуальный потенциал в идеологическом противостоянии феодальной церкви. Пантеизм выражал потребность в ориентации не на потусторонний, а на земной мир. Приятие мира и человека как блага не препятствовало критике еретиками католической церкви как организации и как идеологии. Однои из таких ересей были амальрикане, исходившие из учения парижского магистра теологии, преподававшего и светские науки, Амальрика из Бена. Он испытал влияние Эриугены, натурфилософии Шартрской школы, эсхатологии Иоахима Флорского.