Галерея
religia2 vse_o_religii01 religia3 religia5 religia1
Интересные записи

Политические потрясения

Общественно-политические потрясения обусловили в «темные века» упадок образованности на Западе. Однако несколько выдающихся мыслителей подготовили расцвет средневековой литературы. Аниций Боэций, римский философ и теолог, своими переводами из Аристотеля и Порфирия и комментариями к ним создал предпосылки для развития в последующем схоластики: его знаменитое сочинение «Утешение философией» оказало воздействие на средневековую мысль. Ученик Боэция Флавий Кассиодор, удалившийся в 540 г. на юг Италии, создал там монашескую общину Вивариум (от тамошних садков с живой рыбой) с библиотекой и скрипторием. Община эта стала прообразом средневековых ученых центров и школ. Кассиодор ввел труд переписчика в монашескую практику, насадил традицию изучения античной культуры для лучшего понимания Библии. В отрывках сохранился его труд «История готов». Он разделил семь свободных искусств на две группы — тривиум — три науки о языке: грамматика, риторика, диалектика, и квадривиум — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. «Историю франков» написал Григорий Турский. Им составлены также жития галльских святых и сборники сказаний о чудесах.

Им написаны также три книги «Сентенций», давшие первый опыт систематического изложения догматики и морали на основе, главным образом, сочинений Григория I, исторические труды, в том числе хроника вестготского королевства. Исключительную ценность для ранней истории Англии и церкви в ней имеет труд бенедиктинца Беды Достопочтенного «Церковная история английского народа». Им написаны также многочисленные экзегетические труды, в которых применялось аллегорическое толкование Библии.

Выдающимся богословом был архиепископ Кентерберийский Ансельм. Его считают первым схоластом. Он стремился к рациональному обоснованию вероучения. В своем философско-апологетическом сочинении «Монологион» Ансельм предложил формулу «вера, ищущая разумения» (fides quaerens intellectum), трактуя вопрос о бытии и атрибутах Бога. В сочинении «Прослогион» он излагает доказательство существования Бога, которое Кант назвал онтологическим. Тезис о постижении истины путем веры (верую, дабы разуметь — credo ut intelligam) высказывается в его сочинении «Об истине», а свобода воли отстаивается в трактате «О свободном выборе» («De libero arbitrio»).