Галерея
religia3 religia4 religia5 vse_o_religii01 religia1
Интересные записи

Аскетические условия

Пахомий, бывший солдат, был аскетом еще до принятия им христианства и жил на берегу Нила около оставленного храма Сераписа. По преданию, ему явился ангел, подвигнувший Пахомия на создание монашеской общины и вручивший ему медную табличку с уставом. Пахомий основал больше десяти монастырей в северной Африке. В общинах были суровые аскетические условия: монахи жили своим трудом, отказавшись от всякой личной собственности. Труд рассматривался как служение Богу и сопровождался молитвами и молчанием. Судя по житию, в монастырях Пахомия существовала специализация: были кузнецы, сапожники, земледельцы. Монахи, объединенные по роду занятий, жили в домах по 20 человек под надзором и руководством домоправителя «ойкиакоса». Хотя у каждого монаха была своя келья, двери в нее не закрывались для облегчения надзора. Каждые три-четыре дома по очереди «дежурили» в течение недели по работам, касающимся монастыря. Литургии были по субботам и воскресеньям, а общая молитва — ежеутренне и ежевечерне. Три раза в неделю старшие наставляли братьев в вере и монашеской жизни и руководили их чтением. Два раза в год все монахи монастырей Пахомия собирались в главном монастыре, «отцу» которого подчинялись главы остальных монастырей.

Уже при Пахомии в монашеской общине утверждается иерархия должностей. Во главе монастыря стоит избираемый общиной и утверждаемый епископом игумен. С V в. игумены крупных монастырей стали называться архимандритами (от греч. «власть» и «овчарня»). Они осуществляли надзор за монастырями епархии. Самые крупные — ставропигиальные монастыри впоследствии стали подчиняться непосредственно предстоятелям церквей. Игумен имел совет, в который входили эконом, ризничий, трапезарь, экклезиарх, привратник и др. Все службы в монастыре называются послушанием. Целью монастырской общины является восстановление отношений первых христиан и апостолов.

Возникла и иерархия другого рода — иерархия духовной зрелости монаха, его монашеского опыта: малая схима и великая схима.

В монастырь принимали с испытательным сроком в три года или больше. Кандидат в монахи — послушник — проходил испытательный срок под началом опытного монаха, проживал в монастыре, выполнял все предписания, но носил мирскую одежду.