Галерея
vse_o_religii01 religia2 religia4 religia5 religia1
Интересные записи

Конец религиозных войн

Вестфальский мир 1648 г., завершивший Тридцатилетнюю войну, был осужден папой Иннокентием X. Мир этот означал конец религиозных войн, провал надежд на восстановление католицизма во всех протестантских областях и обеспечивал существование в империи не только лютеранства, но и кальвинизма. В Европе установилось политическое равновесие между католицизмом и протестантизмом. После Тридцатилетней войны значение папства продолжало неуклонно падать. Правители католических стран стремились ограничить подчинение национальных церквей римской курии и ее вмешательство в свою церковную политику. Все же движение к некоторой самостоятельности поместных католических церквей не привело к возникновению церквей, не зависимых от Рима, тем более к конфессиональному дроблению.

О том, насколько сильными были антипапские тенденции в католических странах, свидетельствуют оппозиционные движения во Франции, Германии, Австрии и Италии. Книга юриста Пьера Питу «Свободы галликанской церкви» провозгласила тезис, что французский король не только не зависит от папы в политических вопросах, но и обладает полномочиями опеки и контроля над французской церковью. Питу полагал, что высшей инстанцией в церкви является не папа, но вселенский собор. Движение, получившее название от латинского наименования Франции — галликанизм, призвало к автономии французской церкви от папы римского, ссылаясь на вольности галльской церкви еще в древности и раннем Средневековье, на период успешного противостояния папе при короле Филиппе IV. Галликанизм поддерживался королевской властью как тенденция к государственной церковности. Он опирался и на элементы древних дохристианских верований, связанных с личностью священного короля, вошедших в народное христианство. Когда Людовика XIV называли «королем-солнцем», это было не только почетным титулом и придворной лестью. Идею священного характера королевской власти отстаивал влиятельный церковный и государственный деятель Франции, воспитатель наследника, известный богослов и проповедник Жак Боссюэ. В сочинении «Политика, извлеченная из Священного Писания» он объявил, что королевский авторитет является «священным, отеческим и абсолютным». «Князья,— писал он,— действуют как министры Бога и его лейтенанты на земле». В XVIII в. идеи галликанизма распространились в Германии и Австрии, о чем ниже.