Галерея
religia1 religia5 religia2 vse_o_religii01 religia3
Интересные записи

Киевская Русь

Принимая христианство, которое уже господствовало в Византии и Западной Европе, Киевская Русь укрепляла контакты на новой идейной и культурной основе. Войдя в круг христианских народов, она упрочивала свое положение на международной арене. Этому же служило и еще одно последствие крещения — облегчение возможности династических браков.

Укрепляя новую общественную систему, христианство было способно выполнять и задачу компенсации земного зла, давать утешение при помощи идеи загробного воздаяния. Оно по-новому обосновывало нравственные устои, вводя понятия греха, раскаяния, милосердия. Идеи выражались наглядно в храмовых изображениях Страшного Суда и загробных страданий грешников. Христианское мировоззрение внедрялось не только путем проповеди, богослужебных текстов, писания, но и через литературу разных жанров: «научную» («Шестоднев», «Физиолог», хроники, «Христианская топография» Козьмы Инди ко плова), учительную («Пчела», «Изборники», «Златоструи»), художественную (переводные новеллы, повести, исторические повести).

Христианство способствовало отмиранию пережитков родового строя, укреплению феодализма. Церковь собирала крупную земельную собственность: под влиянием византийского духовенства юридически оформляются землевладельческие иммунитеты, разрабатывается соответствующее законодательство. Происходит рецепция в русском законодательстве норм римского права, уже переработанных в Византии в интересах феодального государства. Сравнение соответствующих статей Русской правды со статьями Эклоги, Прохирона, Закона судного и других юридических памятников Византии показывает, что греческое законодательство применялось к условиям Руси гибко, тем не менее византийское влияние несомненно. Церковь стремится к ликвидации рабства в пользу института феодальной зависимости: осуждает продажу крещеных рабов и спекуляцию рабами, запрещает брать плату сверх стоимости за освобождение раба, запрещает брать плату за детей, родившихся 154 после освобождения раба. Каноническое законодательство боролось с многоженством, с умыканием невест, с легкостью развода, укрепляя моногамный брак, осуждало кровную месть.