Галерея
religia1 vse_o_religii01 religia4 religia3 religia5
Интересные записи

Течение Киевского периода

По мнению Е. Е. Голубинского, в XI—XIII вв. на Руси было до 70 монастырей и они основывались почти в каждом городе. В Киеве было 17 монастырей, в Новгороде Великом—18, во Владимире и Суздале — по 8, в Смоленске, Галиче и Чернигове — по 5. В то же время историк высказывает гипотезу, согласно которой, судя по писцовым книгам XVI в., монастырями назывались не только самостоятельные учреждения, но и монашеские кельи (от 10 до 20 келий) при приходских церквях, в которых жили принявшие постриг. Как правило, монастыри в «домонгольский» период основывались в черте города и играли заметную роль в экономической и политической жизни. Церковный историк А. В. Карташев отмечает, что в течение Киевского периода две трети монастырей были построены князьями и боярами и только десять монастырей точно основаны монахами, причем богатыми и на деньги, принесенные из мира.

Ведущим среди древнерусских монастырей стал Киево-Печерский, основанный преподобным Антонием Печерским. Антоний, родом из города Любеча, начал монашеское служение на Афоне. В 1051 г. он приехал в Киев и поселился в пещере на берегу Днепра. Вскоре рядом с пещерой Антония выкопали себе пещеры и другие монахи. Образовалась община. Антоний передал игуменство своему ученику Варлааму, а сам удалился в другую пещеру. В 1062 г. игуменом Киево-Печерского монастыря стал ученик Антония Феодосий.

Хотя жития не являются, строго говоря, «биографией» святых, так же, как икона не является портретом, ранние жития все же могут содержать некие сведения о жизненных событиях конкретных лиц. Поэтому с необходимыми оговорками «Житие святого Феодосия», написанное учеником игумена Нестором, можно считать историческим источником. Кроме того, о жизни Киево-Печерского монастыря можно судить по сборнику «Киево-Печерский патерик», содержащий кроме житий послания и другие документы.