Галерея
religia1 religia5 vse_o_religii01 religia3 religia2
Интересные записи

Изучение греческих обрядов

Для изучения греческих обрядов был отправлен на Восток троицкий келарь Арсений Суханов. Афонские старцы уведомили московского патриарха Иосифа о том, что сожгли привезенные из Москвы книги как содержащие много ересей. Справщики печатного двора и патриарх Иосиф пришли к выводу, что для обеспечения и установления единообразия, упорядочения церковно-обрядовой практики следует не ограничиваться внесением необходимых мелких поправок в древние славянские богослужебные книги, а привести их в соответствие с греческими подлинниками. В 1649 г. в Москву из Киева прибывают ученые монахи, вызванные для исправления книг: Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Феодосий Сафонович. Позже к ним присоединяются Дамаскин Птицкий и др. В то же время боярин Ф. Ртищев учредил недалеко от Москвы Андреевский монастырь, куда пригласил до тридцати киевских монахов. В то же время к XVII в. в Греческой и других восточных церквах утвердился Студийский устав, который был взят за образец для литургических изменений.

Никон написал в 1654 г. Константинопольскому патриарху Паисию послание с 26 вопросами о литургических изменениях. Паисий занял осторожную позицию, написав в ответном письме, что единство церкви не нарушается различием в обрядах, и не надо смешивать обряды и догматы. Антиохийский патриарх Макарий поддержал грекофильскую направленность Никона и стал подробно инструктировать его во всех мелочах греческой богослужебной практики.

У ряда представителей церкви возникло подозрение в порче текстов сторонниками унии с Римом. Особое возмущение вызвало новое написание имени Христа: «Иисус» вместо «Исус». Протопоп Аввакум Петров утверждал, что если изменение написания царского имени считается преступлением, то еще большее преступление — изменение написания имени Бога.