Галерея
religia4 religia1 vse_o_religii01 religia5 religia3
Интересные записи

Филипповский толк

В 1738 г. из Выгорецкой обители ушел инок Филипп, отказавшийся молиться за царя, и основал собственный «филипповский толк». В начале XIX в. часть федосеевских общин допустила вступление в брак, и появилась аристовщина, разрешающая браки. В конце XVIII в. появился «страннический» или «бегунский толк», последователи которого проповедовали близкий «конец света», уклонялись от государственных повинностей, принимали перед смертью крещение и прятались в тайных убежищах. В конце XVII в. появилась нетовщина, или «спасовское согласие», основанное Козьмой Андреевым в Среднем Поволжье. По их мнению, человек не может способствовать своему спасению, один лишь Спас знает, кто и как может спастись, поэтому следует уповать на Его милость и молиться.

В дальнейшем шло разделение «спасовского согласия» на целый ряд мелких беспоповских направлений, отличающихся, главным образом, различными взглядами на крещение и брак. Рябиновцы признавали лишь поклонение кресту, сделанному из рябины; дырники устраивали в домах специальные отверстия, обращенные непосредственно на восток, в которые они молились. «Часовенное согласие», последователи которого проводили богослужения в кладбищенских часовнях, вовсе отказались от иереев, заменив их наставниками или уставщиками из мирян; «самокрещенцы», крестившие сами себя; «бабушкино согласие», в котором детей крестили родители или повивальные бабки; строгие нетовцы, вообще обходящиеся без крещения; «немоляки», отказавшиеся от икон, и др.