Галерея
religia4 religia3 religia1 vse_o_religii01 religia5
Интересные записи

Усиление религиозности

С XTV по XVI в. было основано наибольшее количество монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар, с другой стороны, усиление религиозности под влиянием событий нашествия. С начала XIV до середины XV в. было основано до 180 (по другим данным 200) монастырей. С середины XV до конца XVI в. количественный прирост основанных монастырей составлял около 350. По некоторым подсчетам к концу XVI в. на Руси было 754 монастыря, из них 655 мужских и 99 женских, 325 городских и 429 сельских монастырей.

Монастыри были общежительные (таких было меньшинство) и келиотские. В келиотском монастыре не было общего хозяйства, а земельные вклады, положенные при поступлении в монастырь, оставались в распоряжении монахов и они моши, уходя из монастыря, требовать ихобратно. Самостоятельные монастыри подчинялись митрополиту, они были опорой митрополичьей и великокняжеской власти. В них могло находиться до 300 монахов. В XTV в. было 42 таких монастыря, в XV — уже 57 крупных монастырей. Приписные монастыри были подчинены другому монастырю. Были и совсем маленькие монастыри — пустыни, скиты, в которых могло быть по шесть, пять, иногда по два монаха. Мелкие монастыри подчинялись местным властям. Некоторые основатели монастырей сами писали уставы для своих обитателей: Кирилл Белозерский, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Герасим Болдинский и др. Уставы различались не в богослужебной, а в дисциплинарной части. Общим для всех монастырей, независимо от устава, было то, что во главе его стоял настоятель (игумен, архимандрит), имевший совет из наиболее опытных монахов: келаря, ведавшего монастырскими вотчинами, сборами, доходами и расходами; казначея, отвечавшего за казну; дьяка, занимавшегося монастырской перепиской; трапезаря; ризничего; привратника и др. Настоятели избирались монастырским собором или назначались епархиальным архиереем, а игумены самых знатных монастырей утверждались или назначались князем. Большинство привилегированных монастырей находились под покровительством князей и митрополитов, которые пользовались монастырскими доходами и вмешивались в монастырскую жизнь. Прием в монастырь был свободным, но от вступавшего требовалось внесение «вклада» деньгами или имуществом. Принятые без вклада «Бога ради» не считались действительными членами общины, не принимали участия в монастырской жизни. Из них составлялось бродячее монашество. В некоторых монастырях монахи и монахини жили вместе, иногда женские монастыри приписывались к мужским и управлялись игуменами мужского монастыря.