Галерея
vse_o_religii01 religia5 religia2 religia4 religia3
Интересные записи

Архив за месяц: Апрель 2014

Течение Киевского периода

По мнению Е. Е. Голубинского, в XI—XIII вв. на Руси было до 70 монастырей и они основывались почти в каждом городе. В Киеве было 17 монастырей, в Новгороде Великом—18, во Владимире и Суздале — по 8, в Смоленске, Галиче и Чернигове — по 5. В то же время историк высказывает гипотезу, согласно которой, судя по писцовым книгам XVI в., монастырями назывались не только самостоятельные учреждения, но и монашеские кельи (от 10 до 20 келий) при приходских церквях, в которых жили принявшие постриг. Как правило, монастыри в «домонгольский» период основывались в черте города и играли заметную роль в экономической и политической жизни. Церковный историк А. В. Карташев отмечает, что в течение Киевского периода две трети монастырей были построены князьями и боярами и только десять монастырей точно основаны монахами, причем богатыми и на деньги, принесенные из мира.

Ведущим Читать далее

Власть папства в системе

В церкви сложилась тенденция закрепить власть папства в системе канонического права. Уже Григорий VII привлек для этих целей юриста Ансельма Лукканского, труд которого «Собрание канонов», опиравшийся на «Лжеисидоровы декреталии», дал правовое обоснование абсолютной власти папы. Из этого сборника впоследствии многое заимствовал болонский монах Грациан при создании своей книги «Согласование расхождений в канонах», которая стала вскоре составным элементом церковной догматики. Петр Ломбардский включил декреты Грациана в свои «Четыре Читать далее

Прихожани Русской православной церкви

Заметны были изменения и среди прихожан Русской православной церкви. Среди них по-прежнему преобладали люди предпенсионного и пенсионного возраста, но они отличались от своих единоверцев 50—60-х гг. более высоким уровнем образования и квалификации. Некоторые социологические исследования и наблюдения свидетельствовали о возрастании среди прихожан мужчин и женщин среднего возраста. Как об устойчивой группе среди лиц, посещающих богослужения и совершающих обряды, можно было говорить о молодежи. Возросла категория граждан, которые не относили себя к верующим, но находились в сфере влияния церкви, появляясь в храме вместе со своими родственниками или друзьями для присутствия или участия в религиозных обрядах; либо проявляя интерес к церкви как культурно-историческому феномену; либо ища здесь возможности снятия эмоционального напряжения, духовного обогащения. Начался приток в церковь представителей интеллигенции.

Собор Читать далее

Римско-католическая церковь

В религиоведении под католицизмом понимается Римско-католическая церковь как целостность, включающая прежде всего специфическую доктрину и литургию.

Ныне католицизм исследуется в его разнообразных аспектах: культурном, национальном, общественном, политическом, бытовом, поведенческом и т. д. В последнее время католические теологи уделяют особое внимание разработке понятия «католической культуры» как одной из важнейших характеристик своей церкви.

Но примат римской общины в первые Читать далее

Реформа языческой религии

Принятию христианства при сыне Святослава князе Владимире (правил в 978—1015 гг.) предшествовала реформа языческой религии, предпринятая в 980 г. Владимир I Святославич был выдающимся государственным деятелем. В целях централизации и укрепления государства он провел административную, фискальную, военную и другие реформы. Об обстоятельствах проведения языческой реформы известно очень мало. Можно предположить, что целью собирания пантеона богов и создания капищ Перуну являлось подкрепление авторитетом религиозного освящения княжеской военной власти, а также преодоление племенного религиозного многообразия, установления единой религии в стране. Скорее всего языческая реформа провалилась. Через восемь лет произошло принятие христианства в качестве официальной религии Руси.

Существует Читать далее

Духовная школа

Особенно знаменитой стала духовная школа оптинских старцев, существовавшая с 1828 по 1923 г. По преданию, монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской губернии был основан раскаявшимся разбойником Оптой в XV в. В 1821 г. братья Моисей и Антоний Путиловы, начавшие монашескую жизнь в Саратовской обители при Серафиме Саровском, возводят в лесу скит с церковью Иоанна Предтечи. В 1828 г. в скиту поселился старец, ученик Паисия Величковского иеросхимонах Лев. Его ученик старец Макарий возглавил группу ученых монахов, осуществивших перевод на русский язык аскетических сочинений подвижников древней церкви. Наиболее известным из оптинских старцев стал ученик Льва и Макария преподобный Амвросий Оптинский, прототип старца Зосимы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». С 40-х гг. ХЗХ в. Оптину пустынь посещали многие русские писатели и мыслители: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, принявший перед смертью монашество К. Леонтьев. В 1878 г. Амвросий основал женскую обитель в селе Шамордино в двенадцати верстах от Оптиной пустыни.

Важным Читать далее

Светской власти

Большой церковный собор, созванный в этом же году, одобрил и привел в действие целую систему репрессивных мер в отношении «раскольников». Специально изданным Боярской Думой указом от 1685 г., включающим 12 статей, старообрядцы были объявлены вне закона. За участие в расколе предусматривались смертная казнь, в том числе сожжение, битье кнутом, ссылка, денежный штраф. Конфликт между сторонниками и противниками реформы привел к церковному Читать далее

Восприятие мира

Идеология ересей не ограничивалась пределами дуалистического восприятия мира в XII—XIII вв., и особенно в последующие века. На Западе ереси представляли собой не только общественные движения, но индивидуальное творчество мыслителей, выступавших с рационалистических или мистико-пантеистических позиций. Еретическими церковь считала учения философов-схоластов Иоанна Скота Эриугены, Пьера Абеляра, Амальрика Венского, Давида Динанского и многих других. Естественно, эти учения питались оппозиционными настроениями населения,— в одной Франции, писал Абеляр, «в настоящее время рождается тысяча ересей», и вряд ли это было сильным преувеличением. Ереси распространялись в Тулузе, Аррасе, Орлеане, Равенне и других городах, они проповедовались от имени одиночек или руководителей различных по численности групп. Сам Абеляр, выступивший против церковного догматизма и авторитаризма с рационалистических позиций, был осужден церковью на Суассонском и Санском соборах, при нем сжигали его сочинения. Свои дни он кончил в монастыре.

Судьба Читать далее

Литургическая реформа

Литургическая реформа вызвала резкое недовольство духовенства и прихожан. Приходские священники, в основном бедные и малограмотные, с трудом переучивались на новые каноны, что приводило к хаосу в богослужении. Один из будущих вождей раскола, суздальский протопоп Никита Добрынин, подал царю жалобу на разброд и неустройство из-за текстовых и канонических расхождений.

Прежде всего утверждение Никоном греческого богослужебного чина противоречило убеждению, что именно в России было сохранено Читать далее

Приходы Южной Америки

Приходы Южной Америки объединены в Аргентинскую епархию. Североамериканские приходы, оставшиеся под юрисдикцией Московской патриархии, управляются одним из викариев Московской епархии. В состав православной церкви входит также автономная Японская церковь, возглавляемая архиепископом Токийским и митрополитом всея Японии.

Наиболее значительной епархией Русской церкви является Московская, включающая территорию Москвы и Московской области. Читать далее